Сфера | Фильм 2017

Драма Триллер Фантастика
6.5

User Avg

Рецензия без спойaлеров: Сфера с Эммой Уотсон

Замятин, Брэдбери, Оруэлл, Хаксли, Воннегут , Стругацкие – казалось бы, уже все сказали в своих антиутопиях. Но в 2013 году американский писатель Дэйв Эггерс опубликовал роман под названием «Сфера» (ориг. – The Circle), который почти сразу получил статус «бестселлера» и с легкой руки критиков стал именоваться «хипстерским». Как бы там ни было, «Сфера» – это антиутопия, и, надо сказать, очень современная и своевременная, невзирая на факт некоторых совпадений с «О, дивным, новым миром» старины Хаксли и «1984» Оруэлла. Ведь, как известно, все великие антиутопии похожи друг на друга. Дэйв Эггерс делится с читателем захватывающей историей гигантской «корпорации добра», которая изо всех сил старается улучшить мир, где Большой брат эволюционировал в Великого притворщика: стал хитрым, изворотливым и лицемерным, а люди сами летят в расставленные ловушки, ежеминутно выкладывая события своей жизни в соцсети. Неудивительно, что эта история вызвала жгучий интерес у режиссера Джеймса Понсольдта, для которого «Сфера» стала пятым по счету полнометражным фильмом. А над сценарием, между прочим, трудился автор одноименного романа Дэйв Эггерс.

Фильм переносит нас в недалекое будущее, где мы познакомимся с наивной и мечтательной девушкой, недавней выпускницей колледжа, Мэй Холланд (Эмма Уотсон), которой  улыбнулась удача – пусть и через блат – стать маленьким звеном огромной корпорации «Сфера» – в качестве менеджера по работе с клиентами в кампусе. После тяжелой и неблагодарной работы оператором коммунальной службы, где она должна была весь день успокаивать нервных и разозленных людей, даже маленькая, скромная должность – отличный шанс построить прекрасное будущее. Суперэнергичная рабочая обстановка, где всюду царит атмосфера дружелюбия и отлаженного взаимодействия. Правда, каждый сотрудник находится под неусыпным контролем навешенных на него камер, а его жизнь могут комментировать все желающие. О, дивный мир «Сферы»! Для простушки Мэй это работа мечты. К тому же, отец Мэй Винни (покойный Билл Пэкстон в своей последней роли в кино) страдает мускульной дистрофией. Он не может позволить себе медицинскую страховку. В отличие от нового работодателя дочери, ведь корпорация «Сфера» всегда готова прийти на помощь своим сотрудникам и их семьям. Но чем больше мониторов появляется на рабочем столе Мэй, чем глубже она погружается в тонкости «правильного» ведения интернет-жизни, тем дальше ей хочется сбежать и защитить себя и своих близких от цепких цифровых лап всепоглощающей «Сферы».

Зритель, как впрочем и главная героиня, вначале не почувствует подвоха.  Эпизод с забавным собеседованием, который, если помните, включен в трейлер, вызовет мечтательную улыбку, а выступление одного из соучредителей «Сферы» в исполнении Тома Хэнкса отзовется колющей ностальгией о Стиве Джобсе. Герой Хэнкса, Имон Бейли, вдохновенно представляет новый продукт компании, а сотрудники радуются, как жители Северной Кореи на параде в честь Ким Ир Сена. А повод для радости немаленький: компания будет продавать новый инновационный продукт. Любой желающий сможет использовать его, ведь цена невелика. При помощи новшества пользователи смогут следить за каждым шагом всех, кто им встретится. Звучит здорово, не правда ли?

Поначалу создается впечатление, что мы все, вместе с героями этой картины, стоим на пороге какого-то неизведанного, грандиозного открытия. И действительно, слова работников компании так убедительны, что веришь в искреннюю заботу корпорации о судьбе человечества. «Сфера» представляет собой огромное хранилище, где собрано бесчисленное множество данных – финансовых, медицинских, социальных, личных  – о каждом клиенте компании. Корпорация знает все, что нужно знать о вас. Это для вашего же удобства! Все аккаунты привязаны к одному реальному пользователю, и каждый клиент особенный. Представьте себе слияние Google, Facebook, Apple в один большой целостный сервис, добавьте отслеживающие чипы. Вы получили «Сферу». Сотрудники глобальной соцсети не должны отставать от социальной жизни. Например, Мэй, спустя несколько дней на новой работе, получает ненавязчивые упреки от коллег по поводу ее отсталости в социальных сетях и замкнутости, а также звание «самого таинственного работника». А скрытность, как известно, вызывает множество вопросов.

Как говорит герой Тома Хэнкса, Имон Бейли, «полная прозрачность» укрепляет демократию – за закрытыми дверьми ничего не может произойти. Это побуждает людей к их худшим проявлениям, когда они уверены, что никто не может их увидеть. А личная неприкосновенность — это форма воровства, не так ли? Ведь вы лишаете других возможности поучаствовать в вашей жизни. Отчетливо слышен глас Оруэлла.  Поэтому конфиденциальность, согласно корпоративной этике «Сферы», считается чем-то безнравственным. И если мы посмотрим на конфиденциальность глазами руководства корпорации, нам станет понятна их позиция: в частной жизни люди вольны выбирать, чего им хотеть от жизни и какие эмоции испытывать. А уединение масс является самой большой угрозой тоталитарному контролю.

Мы смотрим на мир «Сферы» глазами Мэй, но не видим ничьей точки зрения. Нет, конечно американизированная Эмма Уотсон чудесно исполняет  роль не слишком умной, но очень старательной девочки, а импозантный седобородый Том Хэнкс, облаченный в джинсы, футболку, кроссовки и декламирующий пламенные вдохновляющие речи, просто мистер обаяние. Но все, что видит зритель – это ситуации, а четко обозначенная позиция героев отсутствует. Конечно, что уж скрывать, персонажи сами по себе не самые сильные, как и в книжном варианте. Но, возможно, это такой хитрый ход, чтобы среднестатистический посетитель кинотеатра не приходил на все готовое, а учился делать выводы самостоятельно? Зато создатели прекрасно поработали над внешним оформлением – зеленый корпоративный городок, роскошные гаджеты и интернет-комментаторы в яркой одежде.

Для одних «Сфера» – это фильм-предостережение, транслирующий кошмарное видение того, во что бездушная цифровая культура превращает нас с нашего согласия, но без нашего ведома, для других – просто захватывающее кино про очередные коварства Большого брата. Но, в любом случае, это не мрачный триллер, не научная фантастика, а вполне себе реальное отражение  повседневной жизни, с нашими смайлами, лайками, репостами и фотографиями в инстаграмме. Фильм заставляет подумать, какого рода общество вы действительно хотите видеть вокруг? И что происходит, когда люди убеждаются, что у них больше нет никаких «я»?

«Сфера» — это увлекательная, но холодная притча. Фильм для головы, но не для сердца, который показывает нам  не только возможный путь, который может принять мир, но и то, как формируется менталитет, поддерживающий философию информационной «прозрачности».И, безусловно, заслуживает похода в кино.

Leave a Reply