Оно | It

Драма Хоррор
6.9

User Avg

Рецензия на фильм «Оно». Это не Оно.

Седьмого сентября на экраны российских кинотеатров вышла экранизация романа в жанре ужасов «Оно» американского писателя Стивена Кинга. Режиссерская работа Андреса Мускетти основана на первой части книги «Оно — Клуб Неудачников», из которой зрители узнают историю борьбы детей с таинственным существом, питающимся страхом, ненавистью и разочарованием. И все бы ничего, но образ монстра олицетворяет клоун. Что, конечно же, очень не понравилось артистам, выступающим в этом жанре. Стивен Кинг, автор романа «Оно», вступился за экранизацию, справедливо отметив, что клоуны всегда вызвали у детей страх еще до выхода его книги. И добавил, что не нужно убивать гонца за дурные вести.

Роман «Оно» был опубликован в 1986 году издательством Viking Press. За год книга разошлась тиражом 2,5 миллиона экземпляров. Изначально, Кинг подумывал написать историю о тролле под мостом. Но по мере создания книги образ злодея эволюционировал и в итоге вырос в многогранного монстра, способного принимать самые разные пугающие формы. Писатель вложил в героев свои детские переживания и страхи. Вот почему каждый из них – особенный. Роман рассказывает о взрослении и о тех проблемах, с которыми сталкиваются подростки. Читатель видит переживания как на ладони: унижение со стороны сверстников, чрезмерная  родительская опека, непонимание, недоверие, ложь и равнодушие слепой толпы взрослых. Вы проживаете вместе с героями их эмоции. Заика Билл,  жиртрес Бен, девочка в синяках Беверли, астматик Эдди, балабол Ричи, еврей Майк, негр Стэн – встречайте команду аутсайдеров, отважившихся на схватку с древним Злом.

Многие уверены, «Оно» Андреса Мускетти —  ремейк двухсерийного телефильма Томми Ли Уоллеса 1990 года. Но для новой версии больше подходит другое определения — повторная экранизация. Хотя в основу обеих киноадаптаций заложено одно и тоже произведение, и, казалось бы, рассказывается все та же история, стиль повествования на сей раз серьезно видоизменился.

Синопсис гласит: «В небольшом американском городке исчезают дети. Их похититель и убийца – жуткий клоун Пеннивайз. Но маньяк не так прост, как кажется на первый взгляд». Тогда, в 1990, роль зловещего рыжего клоуна блестяще исполнил английский актер Тим Карри. Его приглашали и в этот раз, но, сославшись на проблемы со здоровьем, актер не принял участие в съемках. На эту роль подобрали молодого и талантливого актера Билла Скарсгарда, который, по настоянию режиссера, не контактировал со своими потенциальными жертвами  до съемок эпизода сражения «Клуба неудачников» с монстром. Мускетти таким образом хотел добиться живой реакции страха от детей.

Изначально в режиссерском кресле должен был быть лауреат Венецианского кинофестиваля Кэри Фукунага, известный своим  работами по фильмам «Джейн Эйр», «Безродные звери», «Без имени» и сериалу «Настоящий детектив». Но он ставил проект из-за творческих разногласий с киностудией и основательного подхода к экранизации. Дело в том, что Фукунага решил заполнить те пробелы, которые по морально-этическим соображениями выкинули в предыдущей адаптации. Фукунага настаивал на рейтинге NC-17 (лица 17-летнего возраста и младше на фильм не допускаются), в то время как продюсеры установили ограничение R (лица, не достигшие 17-летнего возраста, допускаются только в сопровождении одного из родителей либо законного представителя).

Ознакомленные с книжным первоисточником читатели уже догадались, что речь идет о кульминационном моменте схватки «Клуба Неудачников» с монстром, в финале которого присутствует сцена группового подросткового секса. А мы знаем, какой Кинг мастер детального описания! И после публикации «Оно» ему здорово досталось «за смакование клубнички». В автора романа незамедлительно полетели камни, его обвиняли в пропаганде ранних половых отношений, педофилии и чуть ли не во всех смертных грехах. Однако не стоит судить столь поверхностно об этом немаловажном эпизоде. Это в первую очередь символ взросления детей. Неловкий первый сексуальный опыт в канализации — обряд инициации, освобождение подростков от комплексов, стереотипов и лжи, которые так старательно навязывали им взрослые. И не стоит забывать, что монстр Пеннивайз сам соткан из материи этих страхов.

Естественно, продюсеры решили не рисковать. И пост режиссера принял Андрес Мускетти, который сразу же переработал сценарий. И, по его собственному признанию, сделал все возможное, чтобы перенести как можно больше книжных сцен на экран. Режиссер поставил перед собой задачу — погрузить зрителей в атмосферу страха, бессилия, отчаяния, подтолкнув их таким образом к сопереживанию героям. И, если верить первым критическим отзывам и одобрению маэстро Кинга, Мускетти с этой задачей справился в полной мере. Но так ли это?

Предсъемочный период составил 7 долгих лет. И это, пожалуй, самый пугающий момент во всей этой  истории. Казалось бы, за столь длительный срок вполне реально подготовить отличную адаптацию, изучив роман от корки до корки, вытащив на поверхность все глубинные смыслы, заложенные Стивеном Кингом. Как выяснилось — не в этом случае. Мы видим 13-летних детей и то, как они сталкиваются с издевательствами хулиганов, непониманием взрослых, как оживают их худшие кошмары. Но это всего лишь сухие факты. Андрес Мускетти решил показать зрителю, из чего же сделано Оно, выставив на первый план физиологические особенности монстра, щедро сдобренные спецэффектами, лишив нас шанса трепетать от ужаса и неизвестности.

Будто бы режиссер усомнился как в умственных, так и эмоциональных способностях зрителей и взял на себя роль дорожного указателя. И если фильмы обычно сравнивают с аттракционом, то эта кинолента сопоставима с поездкой по навигатору. Через пять минут непременно появится зубастый клоун — здесь надо испугаться, а через минут десять покажут столкновение с бандой дебоширов — необходимо негодовать и сопереживать. К слову, о вышеупомянутых спецэффектах. Они дешевые, назойливые и часто неуместны.

Перенести на экран незримый ужас, который рождается в человеческом сознании при чтении романов Стивена Кинга, трудновыполнимая задача. Быть может, осознав это, создатели данного фильма решили пойти от противного, раскладывая страшные моменты покадрово, в мельчайших кровавых подробностях. В итоге, в совокупности с неуклюжим сценарием, армия зомби, кусачий клоун, обезглавленное тело с дымком, резиновые прокаженные вызывают страх напрасной траты времени и денег.

Стоит признать, начало предвещало грандиозное зрелище. Но сладкий миг предвкушения практически сразу сменила горечь разочарования. И дело не в актерах — они прекрасно играют свои роли. Джейден Либерер здорово справился с отыгрышем своего персонажа, заики Билла Денбро, Джереми Рэй Тейлор подкупает своим обаянием и простодушием в образе толстяка Бена Хэнскома, София Лиллис в роли Беверли Марш обезоруживает своим очарованием и непосредственностью, а отец Беверли и похотливый аптекарь вызывают неподдельное отвращение. И, в конце концов, Билл Скарсгард безусловно блистателен в роли Пеннивайза, но за литрами щедро проливаемой крови и другими избыточными спецэффектами едва ли вы сможете разглядеть кропотливо проделанную актерскую работу.

Все до обидного просто — за нас приняли решение, не оставив места нашей фантазии. Вместо нарастающего напряжения лента с каждым кадром превращается в скучное и предсказуемое действо, ничем не отличающееся от среднестатистического посредственного слэшера. Это лишает нас какого бы то ни было смысла следить за дальнейшим развитием сюжета.

Читая восторженные рецензии, невольно задаешься вопросом: «Мы смотрели один и тот же фильм? Или у авторов положительных откликов был доступ к эксклюзивной режиссерской версии?». Перенесение текстового содержания на экран и и калькирование атмосферы — увы, не одно и то же. И если с первым пунктом Мускетти  и компания худо-бедно справились, то со вторым вышла промашка.

Согласно книге, многоликий монстр совершает набеги на городок Дерри каждые 27 лет. Новая экранизация под руководством Андреса Мускетти увидела свет в 2017 — через 27 лет после своей предшественницы 1990. Вот только Оно так и не появилось. Кто знает? Возможно, древнее Зло дремлет и бережет свои силы для сиквела?

Вместо послесловия: если тратить деньги на поход в кино жалко, а любопытство все же требует просмотра киноленты, то воспользоваться услугами онлайн-кинотеатров, например, hdrezka.pro быстро получает новое кино для своих зрителей.

Leave a Reply