Дом странных детей мисс Перегрин

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!!

Закончилась эпоха  Хелены Бонэм-Картер. И теперь роль музы Бертона примерила Ева Грин. Это второй опыт их совместного сотрудничества – многие, вероятно, помнят ведьму Анжелику Бушар из «Мрачных теней». Надолго ли в творчестве Тима Бертона поселилась мисс Грин, покажет время. Стоит вопрос поострей и посущественней: куда пропал Бертон из собственного творчества? Нет, серьезно. Ни Джони Депп, ни Хелена Бонем Картер, а именно сам маэстро. Возможно, его вместе с новой музой временно придавило колесами любви, иначе как объяснить выдачу посредственной картины и симметрично посредственной игры в ней.  Битлджус , Бэтмен и Бэтмен возвращается, Эдвард руки-ножницы, Сонная лощина и даже эксцентричный  Марс Атакует – жемчужины, вышедшие в 90-е, ставшие сразу же классикой, в 2000-х Бертон  выпустил не менее замечательные  картины: Планета обезьян, Крупная рыба, Чарли и шоколадная фабрика, Труп невесты, Суини Тодд, Алиса в Стране чудес.

В вышеперечисленных фильмах видна рука мастера, его уникальный и такой узнаваемый стиль. Тревожные звоночки тихонько маячили в финале «Мрачных теней» – растянутость и нагроможденность, но там, по крайней мере, авторский почерк прослеживался явственно. Простенькая, но интересно показанная мистическая история, старинный готический особняк, харизматичный вампир Депп, отлично подобранная музыкальная начинка и немало веселых моментов. Потом промелькнули «Большие глаза»: фильм несказочного содержания – это биографическая драма. И вот, наконец, после двух лет тишины мы добрались до «Дома странных детей мисс Перегрин» 2016 года. Поклонники и просто любопытствующие могли, вероятно, подумать, что великий и готишный дядюшка Тим готовил не иначе как сюрприз, эдакий кинематографический деликатес с оглушительным фейерверком на десерт. Ценителей скорее поджидает двухчасовой ленивый хруст попкорна и томительное упование на что-нибудь вразумительное. Но для менее требовательного зрителя фильм покажется весьма занятной сказкой для душевного времяпрепровождения.

Интересное дело: в начале фильма внутренний голос тихо, но назойливо жужжал мантру «мы это где-то видели, встань и уйди», а вот в середине просмотра внутри негодовала дивизия зловредных бабушек «За что мы платим деньги?! А раньше было лучше! Вот помню как в «Сонной лощине».

 

Дом странных детей мисс ПерегринВозможно, упреки в области музыки, кино, литературы неуместны, потому что все «когда-то где-то было» и уникальностью похвастаться может слабо. Но здесь все так сильно концентрировано, что невольно задумываешься: а это, часом, не пародия? Ценители литературных стараний Ренсома Риггза, автора романа «Дом странных детей», жалуются на сильную «отсебятинку» Бертона, но его вины здесь нет –  сценарий переработала Джейн Голдман, дама, трудившаяся над Людьми Икс.  Но мы не будем делать сопоставительный анализ романа и кинокартины. В первую очередь, логично оценивать конкретный фильм с позиции зрителя обыкновенного, среднестатистического, пришедшего посмотреть очередную тимобертоновскую сказку.
Итак, дедушка, рассказывающий фантастические небылицы, до боли напоминает другой фильм Бертона – «Крупная рыба», где отец решил рассказать «реальную» историю своей жизни скептически настроенному сыну.  Детский дом для ребят со сверхъестественными способностями на Хогвартс не тянет, а вот школу Ксавьера  из Людей Икс очень напоминает. Еще напрашивается аналогия с Питером Пэном и Нетландией.  Подобно мальчишкам, навечно поселившихся в Неверленде, дети из дома мисс Перегрин добровольно застряли «в петле» 1943 года, вследствие чего не стареют и, внимание, не развиваются интеллектуально (ведь им по 70, а некоторым и больше). Это всерьез? Они прожили многие тысячи дней, впереди их ждут миллионы новых суток, но они по-прежнему малые дети? Ну, тогда фильм стоило назвать «Клиника странных детей».  Рассказы дедушки о пришедших в Польшу «плохих людях» и его описания этих безглазых чудовищ (с длинными руками и щупальцами), именуемые Пустотами, отсылают нас к кинофильму «Лабиринт Фавна» Гильермо дельТоро.  А что до художественной реализации: Пустоты будто сошли с картин Бексиньского, а вот «уникального видения», как было анонсировано в трейлере, разглядеть за этим калейдоскопом компиляций едва ли удастся. Да и есть ли оно?\

Персонажи и актеры:

Дом странных детей мисс Перегрин

Мисс Перегрин / Ева Грин

Альма Перегрин (или Сапсан) – эдакая пернатая Мэри Поппинс. Согласно роману и фильму, она имбрина, если вкратце– нянька-оборотень.  Сразу вспомнились анимаги из «Гарри Поттера».

Дом странных детей мисс ПерегринЛегким кувырком дама превращается в сапсан. Нет, не в поезд, как некоторым могло показаться, а в хищную птичку семейства соколиных. На заметку: в природе сапсанов отличает высокая скорость и интеллект. Но к героине это мало относится.  Она курит трубку,водит детей на прогулку и создает Петлю времени. Вот, пожалуй, и все. Ах, да! Формально мисс Перегрин сироток  защищает.

На время просмотра не покидает ощущение, что Ева Грин не отошла от роли в «Мрачных тенях». Все та же злая ведьма Анжелика Бушар,судя по мимике. Все время гадаешь, она точно желает детям добра? Потому что в картине присутствует несколько моментов, наталкивающих на мысль об обратном. У Евы Грин имеется множество почитателей ее творчества, которые без ума от появлений обнаженной Евы на экранах и, конечно, ее актерских способностей. Но где игра? Почему раз за разом, из фильма в фильм, видишь однообразную манеру? И почему фильм назван «Дом странных детей МИСС ПЕРЕГРИН», если там этот персонаж никак не отыгрывается. Видимо, по принципу Университет им. Одного Известного Кого-то там – основатель давно мертв, но для пафоса приписочку оставим.

 Джейкоб Портман / Эйса Баттерфилд 
Тот самый мальчик, детское воображение которого развивалось под влиянием  дедушкиных рассказов о левитирующей девочке и томно курящей трубку птице-воспитательнице. До прибытия в приют для одаренных детей, Джейкоб заочно познакомился со всеми по старым дедушкиным фотографиям. Оказывается, парень тоже не так прост: он видит невидимых другим монстров и феноменально плохо стреляет из арбалета.
В безэмоциональности актер может посоревноваться с Дэниелом Рэдклиффом в «Гарри Поттере». Хотя…давайте сразу дадим этому парню, Эйсе Баттерфилду, первое место.
Франклин Портман / Крис О’Дауд
Это был тот случай, когда при просмотре зарубежного кино видишь лицо Семена Слепакова. Немного позже за колючей щетиной удалось разглядеть – это же Рой Треннеман, герой сериала «Компьютерщики», а также простой парень Саймон  Своффорд из яркой и драйвовой «Рок волны».  Здесь нас поджидает недалекий папа-орнитолог, который лениво фотографирует птиц, мечтает о писательских лаврах и за сыном особо не следит. Если бы вместо папы мальчику всучили мешок с каким-нибудь барахлом, глядишь, появился бы намек на интригу.
Мисс Авосет / Джуди Денч
Зачем госпожа Джуди Денч снялась здесь? Бертон хотел  сказать, что кризис не только в России?
Кажется, дело было так.
Джуди Денч: Здравствуйте! Совсем не могу вспомнить ни своего имени, ни номера телефона, ни адреса… Хотя, постойте. Цифры 007, Бонд, Скайфолл
Тим Бертон: Отлично! То есть это очень печально. Позвольте вам помочь. Вас зовут мисс Авосет, вы умеете превращаться в птицу, но сейчас вы сильно ранены и не можете воспользоваться своими магическими способностями. Вы были в петле времени, но ее обнаружили. Ваши воспитанники, вероятно, погибли.
Джуди Денч: Ой, как интересно и как грустно! А что это за дети? Это мои внуки?
Тим Бертон: Не совсем. Дорогая, лучше присядьте вооон на тот диванчик и расскажите той молодой женщине и этим сироткам, что произошло.
*оператору* — Давай, снимай скорей, пока она ничего не помнит.
Мистер Баррон / Сэмюэл Л.Джексон
Дайте ему роль в «Звездных войнах», а то человек совсем отчаялся.
Его персонаж плоский и стереотипный. Мистер Баррон умеет принимать любую внешность. Выясняется, что в слежке за Портманом-младшим, он примерил роль его психоаналитика. В погоне за бессмертием Баррон лишается собственных глаз и человеческого облика. Но потом придумывает странный и весьма сомнительный по эффективности способ вернуть себе былую мощь: он пожирает глаза детей со сверхъестественными способностями. Зачем он ест глазные яблоки и как это связано с бессмертием, Бертон не объясняет. Это должно шокировать, вызвать дрожь и оцепенение или, на худой конец, рвотный рефлекс? Знаете, что может вызвать трепет? Например, короткометражка Роберта Моргана «Кот с человеческими руками», которая за 4 неполных минуты нагоняет столько жути, какую Бертон тщетно и безуспешно пытался впихнуть в двухчасовой «Дом…».
Что до актерской игры, скажем так, Сэмюэл Л. Джексон присутствует в данной картине.
Руперт Эверетт / Орнитолог
Лишний персонаж. Очевидно, хотели добавить для драматизма героя в противовес мечтательному папе-орнитологу.  Руперт Эверетт, британский актер, талантливый и известный. Что это было? Ему нечего кушать? Или это очередной бертоновский порыв из оперы «а, пусть будет!»?
Теренс Стэмп / Абрахам Портман 
Дедушка Джейкоба и виновник торжества. Разглядеть его игру мы не успели, потому что практически в самом начале героя убивают. О его жизни узнаем из воспоминаний. Дар видеть жутких тварей Джейкобу достался в подарок от дедушки Абрахама.
Если хотите посмотреть стоящий фильм мистически-юмористического содержания, где Теренс Стэмп в полном великолепии раскрывает свои мощные актерские данные в роли зловещего до мурашек дворецкого, рекомендуется «Особняк с приведениями» (2003).
И вот мы добрались до причудливых сироток. Здесь опять начинается игра в ассоциации. На этот раз на ум почему-то пришел 4 сезон «Американской истории ужасов: Фрик шоу»– там про цирк уродов.
Эмма Блум / Элла Пернелл 
Как пелось в одной песне «I’m not a girl, not yet a woman». Кто перед нами: блондинка с огромными глазами и не менее выдающимися…мешками под ними.  Ее героиня умеет летать и, чтобы не улететь в стратосферу, носит симпатичные свинцовые туфельки. В общем, девушка отлично ладит с воздухом. Но вот кое-кто не дружит с логикой: оказывается, мисс Блум легко и непринужденно плавает в свинцовых туфлях под водой  и на дно ее не тянет. Кстати, девушка была очень дружна с дедушкой главного героя и теперь она что-то вроде переходящей из поколения в поколение подруги. В серединке есть намек на взаимную симпатию между Эммой и Джейкобом. А в конце вдруг выясняется, что тут, оказывается, про любовь, за которой бежишь сквозь время и пространство. Предположим, что у меня не слишком тонкая душевная организация, фильм-то для чутких людей.  Таблички бы рисовали для меня и моих черствых собратьев: «здесь любовь! надо сделать ах!»

Оливия Аброхолос Элефанта / Лорен Маккрости

Вот ты какая, Красная женщина! Одно касание и  все горит, поэтому в целях безопасности Оливия носит перчатки.  Юная повелительница огня дружит Енохом О’Коннором. Доброжелательно относится к Джейкобу.

Енох О’Коннор / Финлэй Макмиллан

Юноша умеет воскрешать мертвых и неодушевленные предметы, но не навсегда, а на очень ограниченный срок. Для воскрешения использует внутренние органы мелких животных. Развлекается изготовлением своеобразных марионеток с последующим стравливанием их друг с другом. Не слишком добр с Джейкобом. Актер Финлэй Макмиллан прежде нигде замечен не был. Но девочки лет 12 оценят этого парня. Пожелаем ему удачи в зарабатывании на хлебушек.

 Хью Апистон / Майло Паркер 

Мальчик с пчелами в животе. Вспомнилось: «Пасека! Пасека! У меня есть пасека!» Актеру на данный момент 14 лет, а он уже может похвастаться совместной работой с Иеном Маккелленом в фильме «Мистер Холмс», снятому, в свою очередь, по роману Митча Каллина «Пчелы мистера Холмса». Вот такая ирония: Майло Паркер, мальчик, преследуемый пчелами.

Фиона Фраунфельд / Джорджия Пембертон

Гуру генной инженерии.  В рекордные сроки может вырастить огромную морковку и вообще любые растения. Но ее главное достоинство – молчаливость. Ботаник-интроверт! Чудненько!
 Миллард Наллингс / Кэмерон Кинг
Доверю вам судить об актерской игре парня, играющего невидимку. Герой любит все необычное, был близким другом Абрахама Портмана. С невидимостью ему повезло: он может свободно расхаживать голым.
Бронвин Брантли / Пикси Дэвис 
Девочка-силач. Может поднимать очень тяжелые предметы, людей и все, что угодно без ущерба для здоровья и видимых усилий. У нее был брат Виктор, который погиб.
Виктор Брантли / Луиc Дэвисон
Труп. Но что удобно и приятно – не разлагающийся. Умерший брат Бронвин. Он владел такой же невероятной силой, как и его сестра, но был убит Пустотой. В фильме его разок воскресил Енох, чтобы напугать Джейкоба.
Гораций Сомнассон / Хейден Килер-Стоун
Мальчик владеет даром предвидения и питает слабость к стильной одежде. Свои сны транслирует через глаз.  Ему больше подходит кличка «человек-проектор».
Клэр Денсмор / Раффиелла Чэпмен
Младшенькая из всех детишек. Ребенок как ребенок, на первый взгляд.
Правда, прямо на затылке у нее разместился рот с острыми зубами, больше похожий на челюстные останки Чеширского кота. Застенчивая зубастая малютка. В финале этому милому изъяну нашли применение.
Немые близнецы (Masked Ballerinas) / Томас и Джозеф Одуэлл
Странно одетые ребята – что-то среднее между кустарным костюмом Каспера и Пьеро. Поскольку братья немы, они общаются друг с другом телепатически. Сюрприз в виде лиц братьев вас ожидает в финале. Плюс ко всему, мальчики способны обращать все в камень.
Если кого-то оскорбило большое количество спойлеров, прошу прощения. Но, видите ли, логика моя проста: нет интриги и перчинки, а значит и смысл укрывать какие-то подробности содержания отсутствует напрочь. Поверьте, все лучшие моменты вам показали в трейлере. На нем можно было остановиться и презентовать как короткометражку. Что главное, нет никакого послевкусия, потому что смаковать нечего. Как же так? Не иначе как мистика, но в «Доме странных детей мисс Перегрин»нет самого главного – смысла и наполненности. Тема «странных детей» не раскрыта, они в наличии, как и другие герои в качестве болванок, манекенов. Это, пожалуй, главная странность. Нет никого: это фильм без единого психологического портрета. А ведь тема острием плавала на поверхности – непринятие обществом инакомыслящих, враждебность к ярко выраженной индивидуальности, отношение детей к собственным сверхспособностям как к болезни.
Да,тут вы можете возразить, мол, спойлеры и додумывание – моветон. Друзья мои, стремление напихать в один фильм всего да побольше – не есть ли моветон и пример типичной безвкусицы? Вы будете кушать суп, в который накидали кучу всего? К примеру, томаты, персиковый сок, рис, макароны, тушенка, рыбные консервы, капуста, яблоко, водка, пельмени, курица, салфетки, куски шифера. Вкусно? Жуется? Если ваш ответ «да», тогда приятного аппетита и последующего переваривания. Но для моего художественного пищеварения эта лента ассоциируется с полнейшим несварением.
Дом странных детей мисс Перегрин
Здесь нет Бертона, хотя многие, судя по рецензиям, нашли и возрадовались.
Есть и такие, кто всерьез говорит о полной реабилитации Бертона. В связи с чем рождается вопрос: вы смотрели фильм одним глазом или только половиной? Этот фильм мог бы сойти, например, за творение Зака Снайдера или Томми Виркола, подарившего миру Охотников на ведьм.  Хотя Бертон и так, и сяк, посылал свои фирменные знаки зрителю: обратите внимание на выстриженные в форме животных кустарники – прямая отсылка к «Эдварду Руки-Ножницы». Режиссер словно кричит: «Это я снял, если вы не поняли.» В интервью журналу W Magazine Тим Бертон утверждает, что он отнюдь «не темный», как люди ему приписывают, он просто питает слабость ко всему необычному. И, исходя из этого фильма, он, как сорока, подбирал для этой картины все поблескивающее странным светом. И этот «гениальный подбор» на выходе напомнил сбор металлолома – набрать тяжелее по весу, дабы получить солидную прибыль. На сегодняшний день диагноз Бертона – сдулся! Надуется ли обратно, увидим по Битлджус 2.

Поделится в социальных сетях:

FacebookTwitterGoogleVkontakteOdnoklassniki


Напишите комментарий

Войти с помощью:



Ваша почта не будет опубликована. Спама тоже нет.


*