В прошлой статье я начал разбор тенденций в развитии мобильных шутеров, которые посвящены мехам. Получилось довольно однобоко, так как места хватило только на краткое вступление и «первопроходца» от Pixonic – War Robots. Сегодня исправлюсь и уделю всё внимание играм-конкурентам.

Начать хочу с некоторых проектов, которые не стоят пристального внимания, но тем не менее прямо относятся к теме:

► Robokrieg. В игре заложено много потенциально интересных идей: разрушаемость объектов, агрессивная внешняя среда, разные виды шасси, фракции и прочая. Все они не получили развития, а студия вместо этого постоянно добавляет новых роботов. Проект медленно умирает.

► World of Warfare Robots. Это простенькая аркада, которая нужна для убийства времени на бюджетных устройствах. Атмосфера, захватывающий геймплей – это не про WWR. Есть издатель, так что будут и игроки, а разработчик продолжит продавать характеристики за рубли.

► Mech Wars является клоном WR с приятными дополнениями типа параллельной прокачки. Издателя нет, а за год тестирования игра получила только магазин, механику бустеров для сражений и награды за активность. Без издателя рассчитывать на особый успех разработчикам не приходится, так что перспективы у Mech Wars сомнительные.

ExoGears2: Robots Combat Arena

ExoGears2: Robots Combat Arena

Об этом проекте, хотелось бы рассказать побольше. ExoGears2: Robots Combat Arena – это мехи в аниме стилистике, которые полностью кастомизируются: можно выбрать умения, характеристики, тип орудий. Пожалуй единственный проект в мобильном сегменте, где есть ближний бой, сингплеер и производственная база игрока. При этом разработчики дают возможность играть без влияния доната, уравнивая характеристики соперников. Тем не менее финансовые результаты удручают, хотя видимых конкурентов в Европе, Америке и России у ExoGear2 на самом деле нет. Игре банально не хватило денег и опыта для привлечения существенной базы игроков. Сейчас студия уже работает над новым проектом, так что крупные обновления, скорее всего, будут появляться редко, а будущее ExoGears2 в большей степени зависит от успеха другой игры.

Infinity Ops

Infinity Ops

Infinity Ops (ранее Destiny Warfare)— классовый шутер, где пехота будущего может управлять техникой разбросанной на поле боя или призвать личного меха. Создан опытной и вполне успешной командой разработчиков, которая продалась издателю Azur Interactive. Ранее и сейчас выпускают клоны успешных игр и часто стараются играть на популярных названиях. Мехи тут являются увеличенной версией брони с особыми орудиями. Жаль, но эти гиганты вряд ли станут чем-то большим, чем элемент экипировки, и ждать новых механик для них не стоит. Игра закрепится на рынке за счет рекламной кампании от издателя и будет приносить неплохой доход, но ждать серьезного развития, увы, не приходится. Сделать из Infinity Ops серьезный и самобытный флагманский продукт можно, но ни студия, ни издатель раньше не проявляли к этому никакого желания и вряд ли что-то изменилось, так что игроки Infinity Ops в лучшем случае получат качественное расширение функционала групповых боев, новые карты и орудия.

Вот мы и подошли к тройке лидеров-конкурентов, если можно их так назвать. На мой взгляд каждая из игр далее может претендовать на некоторую долю рынка среди меха-шутеров. А начну с неизвестного ранее «игрока».

Mech Battle

Mech Battle

Mech Battle от австрийской студии Djinnworks GmbH была запущена в мобильных сторах совсем недавно, 26 ноября, но уже получила 10к установок и множество положительных отзывов. По сути, является клоном War Robots с упрощенной графикой, улучшенным интерфейсом ангара и переработанным балансом. В бою нас ждет система наведения с автонаводчиком и возможность наблюдать за боем не только из кабины меха(или из-за плеча), но и сверху – как в стратегиях. Требования у игры небольшие, так что лагов быть не должно. Предугадать развитие событий в этом проекте сложно – деньги на разработку и рекламу у студии, скорее всего, есть. Слабая детализация графики и упрощенная боевая механика могут быть как минусом, так и плюсом, а реализация «стратегической» камеры дает простор для развития. Увы, пока строить предположения вокруг Mech Battle рано. Думаю, сейчас менеджеры и разработчики оценивают старт игры и строят планы исходя из статистических показателей. А в ближайшее время мы получим небольшие фиксы и корректировки баланса. Разработчики могут нас сильно удивить или же потихоньку воевать за клиентов, подкупая своим вниманием к их нуждам и прозрачной политикой в развитии.

Robot Warfare

Robot Warfare сменил несколько названий, пока не оказался под крылом издателя Azur Interactive. Проект получил рекламу и инвестиции, так что новый контент выходит регулярно. Цены существенно ниже, чем в War Robots, но это дело времени. Несмотря на агрессивную экономическую политику, у проекта все хорошо в финансовых показателях – игроки активно донатят, онлайн с каждым днем повышается, а узнаваемость только растет. Основные рынки: США, Индия, Турция, Малазия.

Разработчики Robot Warfare напрямую продают контент за деньги. Увы, в игре нет возможности получить наилучший ангар без вложений реальных денег. Даже в теории. В экономике ситуация двоякая. Каждый раз при добавлении нового контента цены в золоте растут, так как разработчики торгуют характеристиками, но часто игрокам дают дополнительные возможности для фарма.

С инвестициями разработчики внедряют все больше собственных идей, так что не стоит ждать слепого копирования WR. В ближайшее время Robot Warfare скорее всего получит гильдии и мастерские гильдий с производством клановых роботов(это было полгода назад анонсировано в интервью, однако ситуация могла изменится). Вместе с групповыми боями и кланами, скорее всего, будет проведена обширная рекламная кампания, и при благоприятном исходе событий следует ожидать повышения цен, а также онлайна на всех серверах. Главная интрига крутится вокруг ближайшего выхода игры на iOS – реализация кроссплатформы даст проекту солидное преимущество.

Будущее Robot Warfare на данный момент выглядит безоблачным, однако Robot Warfare вряд ли может конкурировать с WR на топовых устройствах – игра выглядит слишком дешево для этого. В общем, если геймплей придется по душе, а внешний вид не вызывает вопросов — успевайте фармить. Потом станет сложнее.

Battle of Titans

B.o.T уже год находится в раннем доступе. Многое было сделано, но для игроков большинство изменений выглядят как бег по кругу. Часть эффектов была потеряна, за полтора года в игре появилась лишь одна карта, а вторая даже не анонсирована, кланы до сих пор отсутствуют, как впрочем и реклама с онлайном. Баланс сдвинулся в сторону замедления игрового процесса, а сейчас, по слухам, должен вернуться обратно. Сравнительно быстрое портирование на Android можно назвать спорным шагом – увеличение онлайна было временным, а вот затраты на поддержку и оптимизацию игры на двух платформах вместо одной никуда не денутся.

Из реальных плюсов для проекта можно отметить появление простой и понятной экономической системы. Важно, что Red Button смогли сохранить пространство для баланса и лояльное отношение к новичкам – играть на равных ангарах с «топами» любой зеленый боец сможет уже через месяц-два напряженной игры. Или 3-5 месяцев расслабленного фарма. А вот собирать идеальных мехов под себя можно практически бесконечно. Донат весьма лояльный – премиум-статус стоит очень дешево, а покупать новых роботов за реал не обязательно(они реально не решают). Прибыль за последние месяцы выросла вдвое(по sensortower.com), но эти цифры вряд ли позволят окупить проект. Также не могу обойти стороной нового робота Баклана. Этот мех предложил прекрасную механику полета и удобное управление. Надо отдать B.o.T. должное: каждая фишка в игре поражает и показывает, как далеко могут выйти мобильные игры, дай их в руки увлеченных разработчиков.

Кажется, что дела с расстановкой приоритетов в Red Button обстоят не всегда хорошо: проекту катастрофически не хватает контента и функционала для длительного удержания игроков, а монетизация пребывает в зачаточном уровне. Часто разработчики отвлекаются от намеченного плана. Конечно, представители компании заявляют о существовании средств на хорошую рекламу, но на данный момент в это верится с трудом.

Последние события показывают, что в Battle of Titans наконец-то поняли, что на хороших идеях и красивой картинке далеко не уедешь и, возможно, станут уделять больше времени удержанию и монетизации проекта. Перед нами тот случай, когда проекту для жизни реально не хватает плюшек для донатеров, а прямая продажа контента в принципе не повредит балансу, так как купить характеристики и получить преимущество над другими топами, по сути, нельзя. В ближайшее время ждем упрощений интерфейса, расширение монетизации и дополнительного контента в виде новых орудий и боевых режимов. В 2019 году я бы не ждал больше одной новой карты.

Краткие итоги

Успехи PUBG Mobile (17 млн $ с Android и iOS), а теперь и Fortnite (26 млн $ с iOS), где покупки не влияют на баланс, не распространяются на игры с мехами, танками и прочей техникой. Как показывает практика, высокие цены на контент не являются ограничением для популярности проектов. Более того, копирование идей у конкурентов часто помогает развить проект при условии, что игра обзавелась хорошим бюджетом или получила покровительство сильного издателя. Все остальное: красивые и оригинальные идеи, качественная реализация и прочие радости требуют титанического труда, но без денежных вливаний все равно с большой вероятностью останутся не у дел.

На данный момент серьезных проектов, которые представляют реальную угрозу для высоких прибылей War Robots среди меха-игр, все-таки нет, а реальную конкуренцию составляют шутеры из другой оперы (тот же PUBG или Танки). Так что ближайшие полгода-год, скорее всего, пройдут для Pixonic без особых потрясений. Тем более что королевские битвы начинают идти на спад, и вряд ли этот рынок взорвется еще раз. Конечно, ничто не мешает какой-нибудь крупной студии внезапно анонсировать Mechwarrior Mobile или Robots Blitz, но пока это больше похоже на влажные мечты. Такие проекты как Mech Battle и Robot Warfare предлагают игрокам небольшое разнообразие в геймплее, но в целом представляют собой все тот же WR в другой оболочке. А Battle of Titans до серьезного уровня будет расти еще несколько лет, при условии что студия будет развиваться самостоятельно. Все, что может сделать игрок в такой ситуации, проголосовать рублем за продукт, который ему нравится.