Официальный сайт

Призрак в доспехах | Фильм 2017

Боевик Киберпанк
9

Оценка

Рецензия: Призрак в доспехах 2017

Сегодня 30 марта, и в российский прокат вышел фильм «Призрак в доспехах», который является первой американской экранизацией одноименного аниме. Вокруг фильма на протяжении долгого времени протекали жаркие споры. Все-таки оригинал стал легендарным произведением, который помог создать не менее известный фильм «Матрица». Мы посмотрели фильм и делимся с вами первыми впечатлениями. В этой рецензии мы будем избегать спойлеров, чтобы вы могли с интересом посмотреть фильм самостоятельно.

Подойти к просмотру «Призрака в доспехах» стоит основательно. Желательно даже познакомиться с оригинальным аниме 1995 года режиссера Мамору Осии и сценариста Кадзунори Ито. Новый призрак является переосмыслением и адаптацией именно этого произведения. А вот персонажи и события, именами или внешностью схожие с другими частями серии, взяты, скорее, как дань уважение, нежели для сюжетной связи с ними. Например, в фильме есть отсылки к проблеме беженцев и терроризма, но истоки и решение этих проблем отходят на второй план. Политическая борьба также убрана ради основной сюжетной линии – все таки 106 минут слишком мало для такого объема информации. Стоит отдать режиссеру должное – как и в оригинальном аниме, он успешно перенял главную особенность подачи материала. Мы погружаемся в новый мир с самого начала: в картине человечество только начало свой путь кибернетизации, сознание и мозг по-прежнему сложная высота, которую инженерам, нейрологам и программистам еще только предстоит взять. А после встретиться с первыми сложностями и абсолютно новыми заболеваниями. Продвинутый искусственный интеллект, если и существует то остался за рамками сюжетной линии. Справедливости ради стоит отметить, что многие идеи были утрачены из-за адаптации сюжета. Мы потеряли важную философскую проблему, одну из основных в призраке: в чем же различие между функционированием искусственного интеллекта и сознанием — душой человека. В чем заключается суть так называемого призрака — понять неискушенный зритель вряд ли успеет. Многие сцены, взятые из аниме, сделаны только ради сходства и развивают совсем другие идеи в фильме. Искусственного разума нет, а ведь именно за счет сравнения искусственного и человеческого сознания, за счет постоянной работы с памятью других людей, аниме получалось таким глубоким. Пока мы видим только попытку осознания Майором самой себя, своей личности и сути. Главный вопрос: является ли она человеком после полной замены тела и потери памяти? Если создатели фильма рассчитывают снять продолжение, то идея прекрасна. В этой картине зритель увидит рождение Майора. Задумается о том, что делает человека человеком и до каких пор он может считаться личностью? Примет ли человечество такого индивида? А в продолжении режиссеры могли бы наконец-то коснуться вопросов зарождения сознания и попытаться понять разницу между сознанием… искусственным и человеческим. А пока, как самостоятельная, отдельная картина, фильм получился средним: большинство идей урезано, а то, что осталось – дополнительной глубины не получило. Главный выбор фильма осуществляется всего за несколько секунд, не дав зрителю как следует прочувствовать этот момент. А в конце складывается впечатление, что создателей обязали выдать очередную порцию историй о признании меньшинств нового толка. В финале фильма, в качестве последнего слова, мы вообще слышим о важности гуманности, про которую ранее никто даже не заговаривал. В чем эта гуманность выражается? Осталось за кадром в умах сценаристов. Лучше бы эту фразу вырезали вообще.

Рецензия: Призрак в доспехах 2017

А мы переходим к рассказам о внешнем оформлении. Художники постарались максимально преобразить мир, сделать его наиболее близким к вероятному киберпанковскому будущему, при этом не отходя от стилистики внешнего вида всей серии франшизы. И с этой задачей справились прекрасно. В такое будущее легко поверить: реклама по-прежнему является верным двигателем торговли, она усеяла каждый уголок на улицах и дошла уже до самого верха, когда представители целых государств вынуждены быть не только политиками, но и дельцами. Как мы уже говорили, синтетические тела и органы стали реальностью, но движение в эту сторону только начинается. Да, многие уже имеют кибермозги, они широко распространены – даже обычные мусорщики могут позволить себе эту технологию. Кто не в курсе, кибермозг позволяет соединяться друг с другом и быть в сети онлайн, без всяких ноутбуков и смартфонов. Удобно,  не правда ли? Жители при этом разделились на два лагеря: на тех, кто активно пользуются новой технологией, и тех, кто не приемлет ее использование. Даже внутри 9-го отдела находятся люди, которым идея заменить естественный орган на искусственный кажется кощунственной. К примеру, бывший полицейский Тогуса успевает обратить внимание на нелепость замены печени ради излишних развлечений и гордится своим натуральным телом. Правда, развития эта линия не получает, споры лишь зарождаются. Подавляющего преимущества кибертела еще не дают. Даже персонаж Скарлетт, хоть и обладает высокой реакцией и огромной силой, все равно достаточно уязвима. И это заставляет зрителей всерьез сопереживать событиям на экране. В большинстве своем боевые сцены показаны весьма реалистично, сотрудники 9 отдела действуют профессионально и не лезут на рожон. За исключением майора, естественно. Справедливости ради, отметим,  что несколько раз за фильм было заметно, как противники главных героев словно ждут чего-то, и из-за этого вся магия кино может разрушится. Неприятно, но факт. В остальном же перед нами всегда качественная, красивая картинка с сильной проработкой мелочей. Каждый кадр насыщен деталями, словно тысячи дизайнеров и художников работали над этим городом и обстановкой. Из-за этого даже глупые на вид импланты не кажутся лишними, хотя и могут вызвать недоумение. В общем, несмотря на некоторые огрехи, фильм заслуживает твердую пятерку за внешний вид и атмосферу.

Перед итогами хотелось бы коснуться игры некоторых ключевых актеров. Создается впечатление, что в фильме очень много Скарлетт  и мало остальных сотрудников 9 отдела. Конечно, фильм повествует о становлении главной героини вселенной, но все же могли выделить остальным актерам чуть больше экранного времени.

Рецензия: Призрак в доспехах 2017

В любом случае, Скарлетт Йоханссон отлично вжилась в свою роль, видимо, не зря ее защищал режиссер оригинального аниме Мамору Осии. По сюжету, Майор в фильме лишь первый год обладает новым телом. Она, как и зрители, еще не понимает всех своих возможностей. И тут актриса идеально передает ощущения своего персонажа, который ничего не помнит и наделен практически безграничными, по ее мнению, возможностями. Она только учится чувствовать себя и других, и пытается понять свое отличие. Где-то Майор оказывается слишком эмоциональным, но это гармонично смотрится в рамках новой сюжетной линии. В общем, никаких вопросов по этому поводу не возникает.

Бато играет Йохан Филип Асбек. Честно говоря, я представлял Бато несколько иначе, но с ролью актер справился на раз. В меру самоуверенный, он срывается, как только возникает хотя бы тень угрозы Майору. Бато, как и в Аниме, является ближайшим другом главной героини и своеобразным проводником в человеческий мир. По большей части ему отдается лишь экранное время боевых сцен, а большинство диалогов малозначительны и пусты.

Такеши Китано в роли Арамаки мы видим катастрофически мало. Актер настолько хорошо чувствует своего персонажа, что выглядит естественной частью картины. Каждое слово, взгляд и жест отработан до мелочей. Арамаки не делает ни одного лишнего движения, даже когда расправляется с бандитами, которые покушаются на его жизнь. С первого своего появления он вызывает уважение как руководитель, способный решить любую проблему.

А вот с остальными героями нас практически не знакомят. Лишь мимолетом, в паре сцен, мы видим и слышим Исикаву, Тогусу и других, так что полноценно оценить их работу достаточно сложно. Несмотря на это, Тогусу показывают чаще остальных персонажей, будто присматриваясь к реакции публики. Возможно, идея снять вторую часть действительно существует.

Что ж, давайте подведем итог. Как самостоятельная картина «Призрак в доспехах» утратила часть своей глубины и стала проще для понимания. В фильме есть множество сюжетных зацепок, которые могли бы расширить вселенную и могли бы помочь лучше понять нашу сущность. Например, упоминание о возможности загрузить сознания майора в сеть, дабы продолжать существовать там. “Эволюционировать”, как выражался проект 25-01 в аниме. Но эти акценты развития не получили. Если мы увидим второй фильм, где эти идеологические зацепки будут использованы и развиты, возможно, другими персонажами, то, скорее всего, получим хорошую и глубокую серию фильмов. А пока перед нами стильная экранизация вероятного будущего. Но просмотра в кино «Призрак в доспехах» все-таки заслуживает.

Рецензия: Призрак в доспехах 2017

Leave a Reply