Развитие Fallout. Эра Interplay

Прежде чем переходить к современным реализациям Fallout от Bethesda Softworks, стоит восполнить знания о том, с чего все начиналось, а именно – о  развитии вселенной под  патронажем ее непосредственных родителей из Interplay.

Wasteland. Папа постапокаптического жанра.

Wasteland продается на Steam

До сих пор продается на Steam

В далеком 1988 году Алан Павлиш, Майкл Стэкпол и Кен Андре создали для компании Interplay игру Wasteland. Это двухмерная RPG, управление которой происходило путем ввода текстовых команд. Это был первый представитель жанра постапокалиптических игр. Уже тогда игроку были доступны разные варианты прохождения игры и целая команда воинов.

По сюжету между США и СССР началась ядерная война, в ходе которой система обороны США – Цитадель подняла в воздух 90% ядерного арсенала Земли. Большая часть планеты превратилась в пылающий ад.

К слову: некоторые ученые говорят, что у одной только СССР на пике возможностей ядерного арсенала хватило бы, чтобы 54 раза уничтожить Землю. Произойди такая катастрофа на самом деле, это было больше похоже на Exterminatus инквизиции из вселенной Warhammer.

Естественно, говорить о сохранении государственности или хотя бы подобия порядка на планете не приходится – коммуникации уничтожены, большая часть стратегически важных объектов ликвидирована, перерабатывающие топливо заводы не функционируют, да и сырье неоткуда возить. Вместо плодоносящих садов только безжизненные пустоши. Хотя нет. Пустоши стали пристанищем для сотен голодных и опасных мутантов и не менее агрессивных бандитов. Выжившие жители Америки, а действие происходит на западном ее побережье, стараются защищать свои поселения от многочисленных мародеров, банд и правителей других городов. Игроку предоставлена возможность управлять собственным отрядом пустынных рейнджеров. Те, в свою очередь, являются потомками выживших из инженерных войск штата Невада. На протяжении игры отряд может вырасти с 4 до 7 человек.

На самом деле, если поиграть в обе игры, то можно проследить множество заимствований в Fallout Tactics: Brotherhood of Steel именно от Wasteland.

Команде игрока предстоит выполнить множество разнообразных заданий. Ролевую механику Interplay подсмотрела у настольных игр того времени и допилила под свои нужды. Все это помогло добиться коммерческого успеха – продалось более 100 тысяч копий, что для 80-х считалось большим успехом. Журнал Computer Gaming World присудил игре награду «Лучшая ролевая игра года», а спустя десять лет поставил Wasteland на девятую строчку в рейтинге игр всех времен. Позже, в 2013 году, игра была переиздана для современных платформ.

Издателем Wasteland выступила Electronic Arts, ей же принадлежали права на игру. Позже, в 89-м, в EA решили начать собственную линию постапокалиптичных игр и выпустили Fountain of Dreams. Полностью построенная на движке Wasteland, наследница от EA обладала совершенно невнятным сюжетом и провалилась в продажах.

Неудачная попытка Interplay №1.

Meantime Графика

Графика даже для 89 года фонтан

В 89-м году Interplay начал работать над продолжением, которое получило имя Meantime. К релизу рынок 8-битных игр находился на спаде, а графическая составляющая Meantime оставляла желать лучшего и  разработчики  отложить проект в долгий ящик. В итоге, магнитная дискета, где хранились наработки, размагнитилась, и вся информация была потеряна. По словам разработчиков, сюжет в игре должен был разворачиваться вокруг путешествий во времени, так что вполне возможно, что мы могли увидеть совсем другой Fallout.

Зато в дальнейшем Interplay уже самостоятельно издавала игры и могла сохранить права для себя.

Fallout I и II

Часть I

fallout 1 Плакат, концепт АртДолго пришлось ждать наследника жанра. Разработка началась только в 94-м году, и только 1997 году мир наконец-то увидел Fallout от Black Isle Studios. Black Isle – дочерняя компания Interplay, куда вошли разработчики Wasteland. Для тех, кто был знаком с родителем серии, на коробке от игры было оставлено послание: «Remember Wasteland?». Название игры было изменено в связи с тем, что права на тот момент принадлежали все той же EA.

В 97-м никакого СССР уже не было, поэтому главной красной угрозой стал Китай. Что произошло после катастрофы на других континентах, все также неизвестно. На этот раз главный герой является жителем убежища 13 и должен найти водяной чип. В каком описании Fallout’a можно обойтись без описания чипа? xD Отправляют нас, вооружив каким-то жалким пистолетом и выдав стандартный костюм убежища. Слабовато для спасителя убежища, но что поделать. На самом деле задание кажется «плевым», потому как чип, по задумке смотрителя, находится всего в паре дней пути. Но все окажется гораздо интереснее.

Раскрывать сюжет игры мы, естественно, не будем. Текстов и видео на эту тему великое множество в интернете – кому интересно вспомнить или внезапно выяснится, что вы по какой-то причине еще не играли, то стоит уделить прохождению игры часок-другой свободного времени. Не пожалеете.

А если вы являетесь ярым фанатом качественной графики, то у вас наверняка есть планшет, и первую-вторую части совершенно спокойно можно запустить на эмуляторах. На планшете она выглядит более чем современно.

Вот нас и выдворили на поиски водяного чипа

Вот нас и выдворили на поиски водяного чипа

Первый Fallout внешне выглядит потрясающе для своего времени и вполне играбелен даже в наши дни. В нем содержится множество отсылок к Wasteland, включая квесты, названия вещей и многое другое. Игровой мир предстает объемным, изометрическим изображением малых локаций. Но для передвижения на большие расстояния нам оставили глобальную карту, а персонаж обозначен передвигающимся по ней маркером. На выполнение основной сюжетной линии нам выделяется 150 дней. Этот срок можно расширить с помощью правильно выполненного побочного задания. Собственно, это единственное ограничение на свободу действий в игровом мире. В остальном главный герой волен делать, что угодно – если сил хватит, то можно вырезать всех живых существ, стать гангстером или известным героем. Все зависит от вашего выбора в каждом задании. Кстати, выбор влияет на карму – этакое мерило «добрых» и «плохих» поступков главного героя. От вашей репутации менялось и отношение НПЦ к персонажу, со всеми вытекающими.

А некоторые чересчур ранимые создания могли наотрез отказаться общаться с ГГ всего из-за одной оскорбительной реплики.

Танди из первой части Fallout

Если вы спасете эту девушку, то когда-нибудь она станет президентом

Одним из главных достижений 1-2 частей, стоит отметить высокую вариативность прохождения заданий. Интересные сюжеты, основанные иногда на вполне бытовых ситуациях, было интересно проходить снова и снова, как только узнаешь все варианты событий. Сразу видно с какой любовью разработчики создавали свой мир. Игроки буквально жили в Fallout, и до сих пор можно встретить поклонников, которые проходят игру ежегодно.

Странно, почему пафосный мир Warhammer обзавелся такой широкой линейкой книг и даже мультипликационных фильмов, а вселенная Fallout до сих пор представлена в основном играми.

Случайная встреча первой Fallout. Является отсылкой к сериалу Доктор Кто.

Случайная встреча первой Fallout. Является отсылкой к сериалу Доктор Кто.

Особую соль добавляли случайные встречи, которые привносили много интересного. Вероятность встречи зависела от ваших умений – от некоторых опасных или скучных встреч есть возможность отказаться. В большинстве случаев встречались рейдеры, мутанты или торговые караваны. Таким образом, разжиться парой лишних крышек можно было даже в пути. Но в особых случаях вы могли наткнуться на легендарку. Тогда вам в руки мог попасться особенный предмет или шанс узнать что-то особенно интересное. Подобные события часто содержали культурные отсылки к другим мирам или произведениям эпохи.

При желании вы можете уговорить или нанять(за деньги) некоторых товарищей в свою команду, но прямого управления над персонажами союзников не получали. Поэтому частенько приходилось следить за наличием патронов и правильным вооружением сопартийцев. Более того, каноничное прохождение, описанное в Fallout Bible, прямо указывает на активное использование помощников Выходцем из убежища(ГГ) и описывает даже обстоятельства их жизни и смерти.

Спутники Fallout

При неудачном выборе местоположения ГГ спокойно мог отхватить критическую очередь от союзника. Причем совершенно случайно. Это было реалистично и весело. Но только если сохранялись вы недавно.

Проект отличился особой ролевой системой SPECIAL, которую унаследовала вся серия. Разрабатывать собственную ролевую систему пришлось после отказа разработчиков системы GURPS. Отказ был обоснован тем, что уже в начальном ролике «бравые американские солдаты убивают канадца», а в самой игре жестокости ничуть не меньше. Название SPECIAL происходит из первых букв основных атрибутов. Кроме основных атрибутов в игре присутствует большое количество навыков и перков. Все характеристики игрока связаны и напрямую влияют на ваше выживание в этом суровом мире. Ролевая система и временное ограничение позволили разработчикам повысить реиграбельность до максимума. По-разному созданные персонажи могли открыть для себя совершенно разный мир.

Атмосфера игры дополнялась замечательным музыкальным сопровождением, которое как нельзя лучше помогало настроиться на постапокалиптичный мир. Критики по достоинству оценили музыку Марка Моргана.

В 2010 году был выпущен ремастеринг музыкальной композиции к Fallout. Содержит 24 композиции и носит название: Vault Archives. Прослушать можно тут.

Первая и вторая части насквозь пропитаны безысходностью пустоши, кровавыми бандитскими разборками, анархией и слабой надеждой на светлое будущее. Полная свобода действий и сотни персонажей, каждый со своим характером и настроением позволяли пропадать в этом мире на многие месяцы, если не годы, и совершенно не надоедать игрокам. Еще много лет различные компьютерные журналы будут присуждать игре высокие звания и называть лучшей. Да и сейчас Fallout может поспорить со многими произведениями современной игровой индустрии.

Часть 2.

Fallout 2 вышел в 1998 году, то есть всего через год после первой части. Цена такой скорости – движок почти не менялся. Было несколько изменений, например, упрощение работы с инвентарем(кнопка «взять все»), но не более. Самым главным изменением в игре был расширенный мир, увеличение числа квестов, действующих лиц и больше информации о мире до катастрофы. За что, собственно, разработчикам стоит сказать огромное спасибо. При таком увеличении мира ограничений по времени на основную сюжетную линию не было.

Существует лимит игрового времени в 13 игровых лет, как и в первой части – этого времени хватает для полного прохождения игры.

Fallout 1 Гарольд, Гуль с деревом в голове

А некоторые друзья успевают приобрести вечных спутников

Персонаж игрока, кстати, потомок ГГ из первой части, должен найти специальный набор для создания города-рая. Единственной зацепкой в поисках оказалась фляга с номером убежища 13. Человек, который эту флягу принес, оказался заложником одной из банд. И тут понеслось. Не вдаваясь в подробности сюжета, нужно отметить, что мы получаем во второй части огромный свободный мир: много вариантов прохождения и еще больше секретов, которые так милы сердцу фаната. А еще десяток отсылок к прошлой части и встреча с некоторыми старыми друзьями из F1. Несмотря на малое количество технических изменений, игра, также как и предшественник, долгое время получала большое количество наград и еще больше поклонников.

На русский язык Fallout 1,2 официально были переведены только в 2008 году. Компания Фаргус, которая переводила игру ранее, была удостоена посмертной пасхалки. Посмертно – потому что к 2008 году студия Фаргус прекратила свою работу.

Fallout Tactics: Brotherhood of Steel.

Fallout Tactics Calculator

Для тех кто знает – калькулятор

Над третьей игрой серии работала уже другая студия, хотя и под патронажем Interplay. Игра вышла в 2001 году и строилась на новом движке. Графика была улучшена (по сравнению с оригиналом). На самом деле Tactics был более близким приверженцем концепции Wasteland. Теперь игрок в первую очередь командир собственного отряда и член организации Братство Стали, в «прародителе» роль братства выполняли пустынные рейнджеры. Братство в этой игре представлено отдельной ветвью организации, отправленной в восточную часть США. Сюжет крутится вокруг убежища под кодовым нулевым номером. Именно в этом бункере должны были сохраниться наилучшие технологии и самые важные представители человечества вместе с обслуживающим персоналом. Там, местным обитателям, в отличие от других убежищ, предоставляли возможность провести сотни лет в криосне, тем самым позволяя пропустить десятки лет изоляции. Что из этого получилось, игрок узнает из игры по мере прохождения. Tactics является уже тактической ролевой игрой и предоставляет гораздо меньше свободы действий. Тем не менее, как и в предшественниках, выбор, сделанный ГГ, по мере прохождения миссий влияет на финал игры. В связи с изменением жанра нам дают полный контроль над членами отряда, а также возможность компоновать отряд по своим нуждам. Прежде чем садиться за Tactics, нужно четко уяснить разницу в жанрах и понимать, что игра может рассказать вам что-то новое о вселенной, которая создавалась в первых Fallout, но совершенно не предназначена для жизни внутри игры.

На самом деле, для развития вселенной нужны игры разных жанров, и автор текста считает Fallout Tactics отличной игрой, которая прекрасно дополняет вселенную.

Fallout Tactics

Одна из первых миссий

К большому сожалению, этот мир проработан не так детально, как предшественники, а посему случайные встречи несут малую смысловую нагрузку. Может быть, это что-то философское, доступное лишь австралийцам? Кроме того, добавленные стратегические режимы вкупе с пошаговым боем 1 и 2 частей, часто создают крайне затяжные и скучные моменты, а посему сильно приедаются сами по себе. Да и режим реального боя, который мы должны выбрать заранее, превращает бой из тактической стратегии в сущий хаос без капли здравого смысла. Тем не менее, любителям жанра игра может понравиться, а главная претензия к игре – не PRG, а точнее, не тот самый Fallout.

Не вышедшая легенда.

Fallout 3 Van BurenВ 2003 году Fallout 3: Van Buren был готов уже на 75%, но 8 декабря подразделение black isle было расформировано, а все сотрудники уволены. Напоследок разработчики выложили демо-версию игры на публичное обозрение. Ее до сих пор можно найти и скачать в интернете.

В 2003 Interplay уже принадлежала французской компании Titus. А Брайан Фарго покинул компанию и основал новую студию inXile Entertainment, которая впоследствии выпустит Wasteland 2. Но об этом в другой статье.

Перипетии судьбы или игра на чувствах.

Fallout: Brotherhood of Steel

Fallout: Brotherhood of Steel

Interplay Entertainment в 2004 году выпускает так называемую четвертую игру серии для Xbox и PS2. Это оказался шутер от третьего лица, получивший название Fallout: Brotherhood of Steel. Со вселенной связан мало, так как имеет огромное количество расхождений с оригинальным Fallout, особенно с каноничной историей мира. В игре вы также являетесь членом Братства Стали… И даже встречаетесь с ГГ первой части игры и Гарольдом. Кроме того, потерялось и очарование мира со сложными вопросами этики и выживания, принятием жизненных решений. Все свелось к простому расстрелу противников. В общем, для большинства поклонников это оказался перебор. В разработке практически не участвовал основной состав разработчиков Wasteland, Fallout 1,2,Tactics. Тем не менее, компания заявляет о том, что смогла окупить затраты на разработку движка и анонсировала вторую часть игры, пообещав исправить недочеты. Но в 2005 году, находясь на грани банкротства, Interplay продает все права на разработку Bethesda Softworks, и вторая часть шутера так и не смогла родиться.

На самом деле, Interplay достаточно долго держал права на разработку Fallout Online при себе и надеялась его в конце концов выпустить, но в 2013 году, срок этой лицензии кончился.

Итоги:

Interplay во главе с Брайаном Фарго создали прекрасный, самобытный постапокалиптичный мир, который живет и развивается до сих пор. Та вариативность развития истории, свобода действий и уникальная ролевая система позволяет игрокам прожить много жизней в этом виртуальном мире и познакомиться со многими философскими проблемами из настоящего и прошлого. В конечном итоге, «Пустоши» получили целых 2 ветки развития в виде Wasteland 2 и Fallout 3,4 от разных компаний, но вряд ли от такого разделения игроки что-то потеряют. Нам остается только следить за развитием событий. О том, чего добились студии Bethesda Softworks и inXile Entertainment в своих интерпретациях полюбившегося нам мира, мы поговорим в следующих статьях.

Leave a Reply