Бегущий по лезвию 2049 | Blade Runner 2049

Триллер Фантастика
9.6

User Avg

Бегущий по лезвию 2049. Обзор без спойлеров

В этом обзоре я без спойлеров расскажу вам о сути фильма «Бегущий по лезвию 2049», который снял Дени Вильнёв. Сама по себе задача — снять достойный фильм-продолжение философской ленты Ридли Скотта 1982 года — кажется непосильной. Напомню, что первый «Бегущий по лезвию» был снят по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» 1968 года и пытался заострить внимание зрителя на вопросе о человечности, возможности воспроизведения чувств и искусственного, но живого, эмоционального существа. И хотя большинство критиков и зрителей кинокартину долгое время не признавали, она оставила огромный след в истории и стала прародителем жанра киберпанк.

А отражение и развитие идеи человечности или возникновения души можно увидеть в культовом произведении «Призрак в доспехах». К слову, аниме позаимствовало многие визуальные атрибуты и атмосферу мира у «Бегущего по лезвию» 82 года. Во всяком случае, такое мнение имеет место быть. В итоге мир все-таки признал творение Ридли Скотта как легендарное произведение, а критики теперь называют его шедевром.

Бегущий по лезвию 2049 требует подготовки

Для просмотра новой картины важно отметить, что первая часть достаточно сильно расходится с книгой, а сценарий и атмосфера по большей части создавались прямо на съемочной площадке. Чтобы понять киновселенную и прочувствовать её дух, настоятельно советую просмотреть финальную версию «Бегущего человека» от 2007 года.

Кроме того, стоит ознакомиться еще с тремя короткометражными фильмами: «2036: Возрождение Нексус» и «2048: Некуда бежать» работы Люка Скотта, а также аниме-версию «2022: Блэкаут» Синъитиро Ватанабэ. Именно в такой последовательности. Эти произведения были сделаны по просьбе Дени Вильнёва, чтобы отразить важнейшие события вселенной и передать эмоциональный накал сиквела. Пропустив их, вы многое потеряете. Найти эти короткометражки можно по ссылке в описании к видео. И последний совет: воздержитесь от чтения спойлеров. В данном случае они действительно портят впечатление.

Бегущий по лезвию 2049. Обзор без спойлеров

Сюжет и атмосфера

После такого длительного вступления мы, наконец-то, можем перейти к новой ленте. Больше всего страхов возникало из-за атмосферы фильма – было ощущение, что спецэффекты могут нарушить хрупкую гармонию мира.

В финальной версии фильма Скотта все выверено до мелочей, каждая деталь находится на своем месте. Нуар-стилистика подкрепляет эмоциональный накал и настраивает зрителя на столкновение с драмой, а завалы мусора в сочетании с высокотехническими устройствами идеально передают техническое совершенство будущего, которое все равно неспособно спасти человечество от вымирания на планете Земля. Все это в сочетании с музыкой Вангелиса создает чарующую картину, от которой невозможно оторваться, несмотря на скудное количество динамичных сцен.

Неожиданно «2049» представляет нам развитие старого стиля без копирования. Лента идеально передает как масштабы городских поселений, так и пленительную постапокалиптическую атмосферу умирающей планеты. Высокие технологии и бесконечные дожди по-прежнему находятся по соседству с развалинами старого мира, брошенными городами и пустынями в самом центре Америки. Интересно, что многие технологические устройства показаны нарочито несовершенными, будто подчеркивают хрупкость человеческого выживания.

Впрочем, жизнь и так окончательно покинула этот мир и перестала бороться за существование. Линия с ценностью настоящих животных еще упоминается, но вскользь, как бы намекая на увядающую популярность явления. Да и сами люди, несмотря на миллионы произведенных покорных репликантов, вынуждены существовать в нищете и голоде. Низкая скорость производства и коммерческие интересы не позволяют большинству воспользоваться этим благом цивилизации. Подобная преемственность атмосферы, наряду с собственным видением режиссера Дени Вильнёва, приятно порадует настоящего фаната и ценителя качественного оформления.

С музыкальной темой в фильме иногда выходят промашки. Несколько раз можно услышать достаточно резкие звуки, как будто предвещающие что-то эпохальное и важное. Но продолжения не следует, и зритель может почувствовать себя на несколько секунд обманутым. Вероятно, этот прием предполагался для усиления внимания или эмоциональной разгрузки, однако понять, как он сработал очень сложно из-за сильного эмоционального вовлечения в картину.

Идеи фильма

Настало время для самого сладкого – сюжета и философии. «Бегущий по лезвию 2049» продолжает основную идею киновселенной, а именно, показывает нам человечных репликантов. И если в первом фильме мы задавались вопросом о самой вероятности создания живых духом искусственных существ, то теперь философия фильма выходит на новый виток. Нам предстоит понять, кто будет более человечным, чистым, совершенным, если хотите.

Повествование строится таким образом, что зритель полностью сосредоточен на эмоциях и переживаниях искусственных существ, будь то репликант или искусственный интеллект. Чистота в их взглядах и детская наивность постоянно соприкасаются с грязной стороной человека. А мотивация и сила убеждений иногда гиперболизирована. Мы сталкиваемся с всесильной любовью, детской фантазией и всепоглощающей ревностью. Причем все эти чувства тянутся на протяжении всего фильма, держат нас в напряжении, чтобы каждый смог прочувствовать переживания героев. Это сделано так искусно, что некоторые могут разочароваться в человечестве, не задумываясь, что грязь является мерилом, позволяющим нам взять точку отсчета.

Борьба репликантов старой версии, свободных в своей воле, особенно интересно смотрится на фоне умирающей планеты – единственном месте, где их существование возможно. Это добавляет особые драматические нотки повествованию, но задумываешься об этом только после просмотра.

Дени Вильнёв не растрачивает героев, стараясь передать суть, и использует минимальное количество персонажей. Эта позволяет зрителю не отвлекаться на очередную пачку малозначительных лиц и полностью сконцентрироваться на восприятии сюжета.

Многим может показаться, что репликанты выглядят слишком живыми, настоящими, но тут раскрывается и другая философия — влияние памяти на формирование личности человека. В нашем случае — репликанта. Эта идея совсем недавно получила отражение в вышедшем в этом году «Призраке в доспехах» со Скарлетт Йохансон. И если одноименное аниме  вслед за первым «Бегущим» демонстрировало идею формирования души Призрака, то сиквел Вильнева развивает идею памяти и ее влияния. Случайно ли так получилось или это своеобразная пасхалка, понять сложно. Судите сами.

Стоит оговориться в одном моменте. Только осознав человеческую силу привычки и веру в условные знания и инструкции, можно будет принять некоторые детали картины. И это важный момент в оценке сюжета. Потому как людям и человеческому быту в картине уделено не так много времени, а значит, и проникнуться человеческим восприятием существующего бытия будет очень сложно.

Весь актерский состав показал качественную игру. Даже мимолетные роли оказываются запоминающимися и эмоционально насыщенными. И репликанты, и люди одинаково отображены с такой достоверностью, что картина смотрится на одном дыхании.

Стоит остановиться и усмирить самых ретивых фанатов. Несмотря на качественную проработку сценария и оформление фильма, с точки зрения философии, он куда слабее первой части. Все-таки в сиквеле остались лишь объедки от основной идеи. Эмоциональное напряжение держится за счет актеров и поворотов в истории, хорошей динамике повествования, но фильм лишь незначительно углубляется в поставленные вопросы, оставляя зрителя наедине со своими мыслями, в то время, как все это в той или иной мере уже было раскрыто Ридли Скоттом. Более того, эмоциональный накал за все три часа ни разу не доходит до уровня первой ленты, и фанаты опять же могут оказаться разочарованными. Сиквел подойдет, скорее, новому поколению, чтобы заново определить вопросы и подступиться к ним со свежими мыслями, а опытный зритель смог бы вновь вернуться к своим размышлениям и проверить свои убеждения на прочность.

Продолжение?

И последнее слово о сюжете. Несмотря на открытый финал, в фильме множество зацепок и прямых намеков на продолжение. Вполне возможно, мы увидим и третий фильм о Бегущем человеке, с кульминационной точкой в истории. Во всяком случае, все условия для продолжения созданы, и фигуры для новой ленты ожидают на своих местах. А зрителям будто специально подкинули несколько интригующих вопросов, которые требуют ответов. Вот только останется ли в этом фильме место для философии, неясно.

Рейтинг 18+

И напоследок: «Бегущий по лезвию 2049» получил возрастной рейтинг 18+, что наверняка ударит по сборам. Но не стоит относиться к этому слишком серьезно. В фильме присутствует оголенная женская грудь и изображение порезов. Решайте сами, что из этого можно смотреть вашим детям, но помните: попасть на сеанс они смогут только в вашем сопровождении.

Вердикт к фильму Бегущий по лезвию 2049

Дени Вильнёв смог снять продолжение, которое ценно не только как коммерческий проект. «Бегущий по лезвию 2049» стоит отнести к самому удачному фильму этого года. После просмотра сиквела становится понятно, насколько серьезно каждый член команды отнесся к исполнению своей роли. Вероятно, лента получит множество наград на мировых фестивалях. Это первая картина за последнее время, над которой хочется подумать и которую можно пересматривать несколько раз. И, безусловно, фильм «Бегущий по лезвию 2049» заслуживает похода в кино.

Leave a Reply