Икусство, наука и провокация художника Фернандо Висенте

На планете живет такое бесчисленное количество художников – классиков и наших современников, талантливых и посредственных, широко известных или популярных в очень узких кругах, но, как правило, большинство из них творит в одном направлении, придерживаясь одной тематики, не выходя из зоны своего художественного комфорта. Но эту нехватку оригинальности с легкостью может компенсировать испанский художник Фернандо Висенте (Fernando Vicente).

Fernando Vicente

Синьор Висенте родом из Мадрида, там же он начал свою карьеру в качестве иллюстратора и карикатуриста. Он работал с такими изданиями как женский журнал Cosmopolitan и мужской Gentleman,  сделал пару обложек для испанских Esquire и Playboy, сотрудничал с испанской газетой El Pais и придал художественного лоску немалому количеству литературных произведений.  И глядя на его работы  можно с уверенностью сказать, что художник Фернандо Висенте – обладатель утонченного эстетического вкуса и личность, наделенная богатой нетривиальной и местами просто сумасшедшей фантазией.  Если творцы из века в век воспевали красоту женского тела снаружи, то Винсенте решил взглянуть глубже. В прямом смысле этого слова. Вполне допустим тот факт, что кому-то серия этих работ покажется отвратительной и тошнотворной, но все же красота в сочетании с элегантностью, скорее всего, перевесят неприятие анатомических подробностей. Тем более что смотрится все весьма целостно и эстетично.  Речь идет о серии Venus & Vanitas, что в дословном переводе означает Венера/Богиня и Тщеславие. Но латинское слово vanitas имеет и другое значение.

Botticelli-VENUS-Fernando-Vicent

Ванитас – направление аллегорического натюрморта, встречающееся во фландрийской, нидерландской, французской и испанской живописи, атрибутами которого служат черепа, увядшие цветы, музыкальные инструменты, песочные часы и прочие, символизирующие бренность  бытия, вещи. Еще одним источником вдохновения была коллекция пионера анатомического театра – месье Оноре Фрагонара, который жил в 18 веке и был тем еще затейником. И, судя по игривому характеру его работ, придерживался точки зрения, что наука искусству не помеха и наоборот, а вопросах анатомии тем более.

Что до Фернандо Висенте, то он взял из вышеперечисленного лучшее и получилась эдакая тлеющая красота. С одной стороны, идея о скоротечности красоты, с другой – осознание, что если мы снимем с себя кожу, мы будем уже не прекрасны, а отвратительны. Это не просто изображения женщин с обнаженными костями и мышцами, здесь присутствуют четко улавливаемые глазом образы: Венера Боттичелли, женский силуэт с мундштуком из «Завтрака у Тиффани», прекрасные и утонченные девушки со снимков Нины Лин, что-то есть от Эдит Пиаф, что-то от Шанель. Но впрочем, смотрите сами.

От экстравагантных портретов художник пошел дальше, не зацикливаясь на теме крови и плоти.  Он нарисовал великолепную и необычную  серию географических рисунков. Вы, разумеется, когда-нибудь да разглядывали карту мира. Все слышали, что Италия похожа на сапог, но что если Африка похожа череп или на Нельсона Манделу, Испания это  профиль античной статуи,  а Южная Америка имеет очертания слоновьей головы? Люди и животные размещаются на картах пера Фернандо Висенте органично и естественно, будто таким атлас и был с начала своего существования.

Было бы славно включить такие карты с иллюстрациями в качестве наглядных пособий для уроков географии и истории.  Что же касается этой серии, то она кардинально отличается от предшествующих ей «Анатомических портретов».  Это одновременно невероятно и восхитительно – ощущение будто два разных мастера трудились над сериями, а в каждой из них работ наберется солидное количество.

Икусство, наука и провокация художника Фернандо Висенте

Но вы удивитесь еще больше, когда познакомитесь с двумя следующими циклами иллюстраций, которые, в принципе, можно объединить  в единое целое, исходя из их стилистики – «Dracula» и «Sherlock Holmes: A Study in Scarlet» (русс. – Шерлок Холмс: Этюд в багровых тонах). Все рисунки выполнены в черно-красно-серо-белой гамме, что как нельзя лучше отражает характер двух этих знаменитых историй. С одной стороны, классические привычное образы – ничего нового, но, чем дольше смотришь на картину, тем больше переубеждаешься – что-то принципиально уникальное и «незамыленное» присутствует в каждом рисунке.

Одна такая картинка есть целый фильм или яркий запоминающийся эпизод – изображение настолько живое, эмоциональное и динамичное, что кажется, что мистер Холмс тотчас сорвется с места, полицейский, будто бы нацеливший фонарь на вашу фигуру, через считанные секунды окликнет вас, а граф Дракула, стремительно спускающийся по стене замка вот-вот настигнет жертву и всадит в шею клыки прямо на ваших глаза.

Идеальное сочетание цветов, мастерское обыгрывание образов и в результате получились две серии стильных, современных и живых иллюстраций.  Что здесь добавить? Талант вкупе с профессионализмом –комбинация беспроигрышная.

Сам Фернандо Висенте  приоткрывает завесу тайны. Оказывается, он очень быстро рисует, отсюда такое богатое портфолио. Еще один секрет плодотворности – это работа на своей собственной студии. Фернандо не нужно идти в офис, где над ним будет «нависать» начальство, указывающее  что рисовать и каким образом. Он работает с удовольствием в уютной творческой атмосфере наедине с самим собой и  картинами. Помимо этих благоприятных факторов, существует одна очень важная вспомогательная деталь – хорошая музыка. По признанию господина Висенте, он творит под музыку – это может радио, а выбор песни зависит от настроения, но особую симпатию питает к бархатному вокалу неподражаемой Эллы Фитцджеральд и творчеству Фрэнка Синатры. Выходит, он эстет во всем?

Leave a Reply